Мы получили массу отзывов и слов благодарности от харьковчан. Поэтому решили подробнее рассказать о концерте, и композиторах Норвегии, чьи произведения впервые игрались в Харькове.
17 декабря в новом органном зале филармонии состоялся знаковый концерт – солисты филармонии Осло и музыканты симфонического оркестра ХОФ сыграли музыку норвежских композиторов. Концерт посвятили 155-летию со дня рождения Фритьофа Нансена – норвежского полярного исследователя, филантропа и лауреата первой Нобелевской Премии Мира (1922) за титанические усилия в помощи беженцам Первой мировой войны и урегулированию конфликтов. В честь легендарного норвежца прозвучала великая музыка его соотечественников – наряду с известнейшими сочинениями Эдварда Грига, харьковчане и гости города услышали премьеры Киелля Маркуссена (Kjell Marcussen) и Мортена Хаатгауга (Morten Gaathaug). Исполняли музыку этих композиторов гости из Норвегии, солисты филармонии Осло.
У наших европейских коллег возникла идея организовать фестиваль памяти Нансена в стенах харьковской филармонии, и арстисты филармонии искренне надеются, что декабрьский концерт станет первой ступенью на пути достижения благородной цели.
Эту идею поддержал и Посол Королевства Норвегии в Украине, господин Уле Терье Хорпестад, который присутствовал на концерте.
Не успели в зале отгреметь овации музыке великого Грига, как зазвучали первые аккорды творений современного норвежского композитора и гитариста Киелля Маркуссена, который лично прибыл в Харьков на концерт. Маркуссен окончил Королевскую академию музыки в Лондоне, в годы учебы дебютировал на Международном фестивале Кардифа как гитарист и композитор. Сочинения для гитары занимают центральное место в творчестве композитора, им написан концерт для гитары и камерного ансамбля, три сонаты для гитары, variete люкс для четырех гитар, cоната для флейты и гитары, Serenata для мандолины и гитары, 12 прелюдий для гитары соло, песни для баритона и фортепиано, концерт для саксофона с оркестром, концертино для гитары и струнных инструментов. Он написал несколько работ для людей с особыми потребностями. Также Маркуссен писал и сочинения для других инструментов, среди которых Дивертисмент, который будет звучать сегодня в нашем зале. Его сочинения исполнялись Филармоническим оркестром Осло (Oslo Filharmoniske Orkester), симфоническим оркестром Тронхейме (Trondheim Symfoniorkester) и Осло Sinfonietta (Oslo Sinfonietta).
Дивертисмент для альта, арфы и струнных написан для молодежного симфонического оркестра Норвегии. Состоит из 10 частей, харьковчане же услышали лишь две части цикла: Павана, в основе которого торжественный медленный французский танец и Рондо – английский танец.
Произведение норвежца гости концерта слушали, буквально затаив дыхание. Сильная и страстная музыка Маркуссена в исполнении Повилас Сиррист Гелгота (Povilas Syrrist-Gelgota) (альт ) Делфин Константин-Резник (Delphinе Constantin – Reznik)( арфа), покорила зрителя. Подтверждением тому стали дружные аплодисменты зала. За дирижерским пультом – народный артист Украины Игорь Шаповалов.
Не оставила равнодушными слушателей концерта и яркая музыка Мортена Хаатгауга. Норвежец также лично присутствовал на премьере своего произведения – концерт для фагота с оркестром. Интересно, что сочинение написано по заказу нашего земляка, а ныне солиста филармонии Осло Романа Резника и Харьковской филармонии специально для концерта в честь Фритьофа Нансена. Основная идея основана на гуманитарной деятельности Фритьофа Нансена во время голода катастрофы в Украине в 1920-е годы, и символизирует истинное единение двух стран – Украины и Норвегии.
Во второй части концерта звучит украинская и норвежская народные песни, которые в развитии музыки будто переплетаются между собой. Концерт написан в классической форме, где солист и оркестр находятся в постоянном диалоге.
В первой части концерта можно услышать и главную партию первой части Тройного концерта Бетховена. Это неудивительно, ведь Гаатхауг питает особую любовь к музыке великого немца.
Второе отделение программы открывала премьера еще одного творения Хаатгауга – Salve Regina для хора и оркестра. И вновь версия произведения, которую услышали харьковчане, была специально переложена композитором для декабрьской премьеры в нашем городе. Изначально произведение было написано для двух солистов и органа. Однако по просьбе организаторов концерта Хаатгауг адаптировал музыку для смешанного хора (исполняли Salve Regina академический хор имени Палкина ХОФ, под управлением Андрея Сиротенко и симфонический оркестр ХОФ, дирижер – народный артист Украины Игорь Шаповалов).
Нельзя обойти вниманием еще одну премьеру музыки Хаатгауга в Харькове. Речь идет, о двойном концерте для альта, виолончели и камерного оркестра. Это сочинение было написано по просьбе дуэта Повилас и Торрил Сиррист Гелгота (Povilas & Toril Syrrist Gelgota) в Октаве в 2015 году. Концерт имеет классическую форму, состоит из 3 частей. Особенностью творчества Маркуссена является его тяготение к фольклору разных стран, так и в двойном концерте он использует джазовые элементы и латино-американский фольклор, что делает его музыку легкой, понятной и проникновенной. Концерт в начале этого года был исполнен в Литве, с Литовским национальным оркестром.
Повилас родился в Литве, 17 лет живет в Норвегии. Учился по классу альта в Вильнюсе, Париже и Лондоне, затем получил место артиста филармонии в Осло.
Торрил уроженка Норвегии. Окончила академию музыки в Осло, где училась у Трюльс Мерка, затем продолжила обучение в аспирантуре в Вильнюсе в классе Сильвии Сондецкене, ученицы Мстислава Ростроповича.
Семейный дуэт ведет активную концертную жизнь, исполняя произведения классических авторов, а также современную авангардную музыку. Специально для дуэта пишут музыку современные композиторы.
Сплетение классической музыки великого Грига и ярких музыкальных красок от современных композиторов Норвегии сделали вечер 17 декабря воистину незабываемым.