Шарль Гуно

0

Шарь-Гуно-композиторШарль Гуно – выдающийся французский композитор, один из основоположников жанра лирической оперы.

Гуно — виднейший представитель французской лирической оперы. Вершина его творчества — опера «Фауст» по одноименной трагедии Гёте, завоевавшая мировое признание. Лучшие оперы Гуно отличают правдивость в изображении чувств и переживаний героев, психологически тонкое раскрытие их душевного мира. Искренность и задушевная простота мелодии, насыщенной оборотами городского песенно-танцевального фольклора, контрастная динамика драматургии, реалистическая обрисовка жанрово-бытовых сцен, изящество гармонии и инструментовки — таковы особенности созданной Гуно лирической оперы.

Гуно — автор 14 опер (2 из них не окончены), в том числе «Сафо», «Лекарь поневоле» , «Филемон и Бавкида» , «Царица Савская» , «Ромео и Джульетта» ; кантат, в том числе «Галлия» ; музыки к спектаклям «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Улисс» Понсара, «Жанна д’Арк» Барбье и др.; многочисленных духовных произведений (месс, реквиемов); симфонических сочинений (в том числе 2 симфоний); романсов и песен, фортепианных пьес и др.

Творчество композитора оказало заметное влияние на многих французских композиторов — Ж. Бизе, Ж. Массне, Л. Делиба и других. Гуно выступал также как музыкальный писатель.

Шарль Гуно родился 17 июня 1818 года в Париже в семье художника и преподавательницы музыки. В 11 лет его отдали в лицей. За время обучения Гуно солировал в церковном хоре, изучал теорию музыки, сочинял. Попав под впечатление оперы «Дон Жуан» Моцарта, решил посвятить себя. Затем последовала учеба в Парижской консерватории, а в 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», что дало ему возможность провести более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Гуно-французский-композиторСовременное итальянское оперное искусство разочаровало молодого композитора, и он сосредоточился на изучении творчества Палестрины и других мастеров той эпохи. По возвращении в Париж Гуно несколько лет работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий, посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис, и даже жил в кармелитском монастыре и носил сутану аббата. Но этот период благополучно миновал, и Гуно вернулся к светской жизни и светскому искусству. Интересно, что «Фауст», появившийся на сцене «Лирического театра» в 1859 году, признание получил далеко не сразу. Лишь через 10 лет он попал в Гранд Опера, причем первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошел пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894-м праздновалось его тысячное исполнение. Сейчас на дворе 2008 год, и эта опера Гуно до сих  в репертуаре многих театров мира.

Последние годы жизни Гуно жил в Сен-Клу, под Парижем. Здесь он занимался с молодым композитором Бюссе. Здесь же, в Сен-Клу, он ушел из жизни осенью 1893 года, когда писал Реквием памяти своего умершего внука. Ему было 75 лет.

Поделиться

Ответить