31 марта день рождения великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха

0

«Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьётся такого же успеха»

И. С. Бах

 И-С-БахИоганн Себастьян Бах (31.03.1685-28.07.1750) — великий немецкий  композитор , представитель  эпохи барокко,  виртуозный органист.

Композитор начал обучаться музыке с десяти лет. Впоследствии, благодаря посредничеству ордруфского кантора Герда, Бах получил на 15-м году должность певчего в хоре при церкви св. Михаила в г. Люнебурге. Проживая там, он нередко посещал Гамбург, Любек и Целле, где в то время находились лучшие музыкальные силы по органной и оркестровой игре, оперному и концертному  пению.

В 1703 г. Бах был назначен придворным музыкантом в Веймаре, в 1704 г. — органистом в Арнштадте, откуда в конце 1705 г. , с целью улучшения навыков  игры на органе,  предпринял путешествие в Любек к известному органисту Дитриху Букстехуде

В 1707 назначен на  должность органиста  в Мюльгаузене

В 1708  назначен придворным органистом в Веймаре, а с 1714 и концертмейстером. В  1717 г. Бах  был назначен капельмейстером, в 1726 г. «директором» музыки и кантором в Лейпциге, где и умер, терпя по временам немалую нужду.

В 1736 г. Бах получил от дрезденского двора титул королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного композитора. Особенного отличия он был удостоен со стороны Фридриха II. Согласно неоднократно выраженным желаниям Фридриха II, в 1747 г. последовало формальное приглашение Баха во дворец в Потсдаме, где он был принят с большим почетом. Тему, заданную королем, на которую Бах импровизировал в его присутствии, он впоследствии еще более обработал и, отпечатав свой труд, послал его королю под заглавием «Музыкальное приношение» («Musikalisches Opfer»).

Памятник Баху в Лейпциге

Великий композитор  умер 28 июля 1750 г. Его могила находится в Лейпциге, в церкви Святого Фомы, в которой Бах работал и преподавал.

Иоганн Себастьян Бах оставил после себя богатое творческое наследие, существенным образом повлиявшее на развитие музыкального искусства в самых разнообразных жанрах.

Как учитель и виртуоз, он создал целую школу превосходных композиторов, органистов и пианистов, деятельность которых распространилась по всей северной Германии, Саксонии и Тюрингии. Между ними особенно выделяются несколько сыновей Баха. Но как ни велики  его заслуги в теории и практике, все же выше всего следует поставить то неисчерпаемое творческое богатство, которое упрочивает за Бахом вечную славу в потомстве. Его высокое искусство как контрапунктиста, благородство содержания и серьезность его нелегко понимаемых сочинений делает их изучение в высшей степени полезным и плодотворным для истинного музыканта. Сознавая это, лейпцигское общество имени Баха  начало издавать полное, роскошное собрание его сочинений; при этом ярко обнаружилась изумительная плодотворность творчества композитора — и его мессы, «Страсти» и церковные кантаты вскоре сделались общим достоянием, хотя многие из отдельных фортепианных и органных произведений его появились еще ранее в нескольких изданиях. Более полные собрания сочинений Баха издали сначала Петерс в Лейпциге (при содействии Черни, Грипенкерля и Дена) и Гаслингер в Вене. В XIX ст. произведения Баха были вызваны к жизни Мендельсоном, который принимал деятельное участие в публичном их исполнении. При его посредничестве был воздвигнут в 1842 г. памятник Баху перед зданием старинной школы при церкви св. Фомы в Лейпциге. Первая обстоятельная биография Иоганна Баха помещена в «Музыкальной библиотеке» Мицлера за 1754 г. (том IV, ч. I). Она составлена Агриколой, одним из учеников Баха, и сыном композитора Карлом Филиппом  Эммануэлем Бахом. Биография эта представляет вполне надежный источник — и в особенности она ценна в смысле обзора и подробного перечня сочинений Баха. При жизни композитора в печати появились следующие его произведения: 1) Собрание разных сочинений для фортепиано с педалью и без оной, под загл. «Упражнение для фортепиано» (Klavierübung), часть 1—4, изд. 1726—42 гг.; 2)

«Музыкальное посвящение», написанное на тему Фридриха II и ему посвященное (Лейпц., 1747); 3) «Искусство фуги» (Die Kunst der Fuge), отпечатанное в 1752 г. после смерти Баха. Все церковные произведения для пения и оркестра и большинство сочинений, написанных для отдельных музыкальных инструментов, остались ненапечатанными до смерти Баха. К ним принадлежат: 1) пять «ежегодников» церковных произведений на каждые воскресные и праздничные дни, а также оратории, рождественские, пасхальные, на праздник Вознесения, и 5 пассий (страстей Господних); 2) многие мессы, магнификаты (хвалебные песни), несколько «Sanctus», драм, серенад, сочинений по случаю рождения, именин и похорон, свадебные мессы, а также несколько пьес комического содержания; 3) несколько мотеттов на два хора; 4) «Das wohltemperierte Klavier» (1 часть, 1722; 2 ч., 1740); 5) прелюдии и фуги для органа, хоральные прелюдии и проч. Кроме того, множество всевозможных произведений для различных инструментов. Позднейшие биографии Баха принадлежат Форкелю (Лейпц., 1803), Гильгенфельду (Лейпц., 1850), Биттеру (2 изд., 4 тома, Берлин, 1881) и Спитта (2 т., Лейпц., 1873—80).

Ближайшие концертные события, в которых прозвучит музыка И. С. Баха:

Органные токкаты, хоралы, молитвы

Концерт органной музыки

Поделиться

Ответить