Украинская Чио-Чио-сан

0

Джакомо Пуччини (1858–1924) – едва ли не самый популярный оперный композитор рубежа XIX – ХХ веков, последний великий мастер итальянского оперного bel canto. Его имя неизменно оказывается в числе наиболее часто ис­полняемых авторов, а оперы давно вошли в фонд мировой оперной классики. Творческий облик молодого Пуччини формировался в эпоху, когда в итальянском музыкальном театре утверждался веризм — реалистическое направление в итальянской опере после Верди . Простая жизненная мелодрама всегда была для него более близкой, чем возвышенная героика или история.

К 1904 году, когда состоялась премьера оперы “Мадам Баттерфляй”, о любви юной японской гейши Чио-Чио-сан к лейтенанту американского флота, композитор уже был известен и любим публикой. Все, от композитора и главных участников спектакля до оркестрантов и бутафоров не сомневались в триумфе автора «Богемы» и «Тоски». Но несмотря на участие выдающихся певцов Розины Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе де Лука, и великолепной музыки, спектакль провалился. В зале раздавались свистки, а пресса выражала полное разочарование. Главной причиной провала «Баттерфляй» критики посчитали растянутость обоих актов, непривычную для итальянской аудитории.

Пуччини, обескураженный и подавленный, отменил второе запланированное исполнение в Ла Скала, хотя это означало уплату значительной суммы неустойки, забрал партитуру и начал работать над второй редакцией оперы. Местом новой премьеры спустя три месяца стала Брешия. Рассчитывать на участие любимой композитором Розины Сторкио не приходилос, но новая Чио-Чио-сан превзошла ее. И это была украинская оперная певица Соломия Крушельницкая! Аплодирующая публика семь раз вызывала актёров и композитора на сцену.

После спектакля Пуччини послал Крушельницкой свой портрет с надписью: «Прекраснейшей и очаровательнейшей Баттерфляй».

Соломия, правда, согласилась не сразу: «Где вы видели японку высотой в мой рост?» ─ допытывалась она у Пуччини ─ «Бог с ним, что внешне европейка, и откуда достать эту восточную хрупкость?» Она настаивала на доработке оперы, советуя композитору сократить вступительную арию, которая, очевидно, и утомила миланского слушателя. Менее чем за полгода первоначальный вариант оперы был изменен, и несмотря на провал предыдущего показа, и собственные размышления о соответствии роли, Соломия Крушельницкая рискнула и коренным образом изменила представления о «Мадам Баттерфляй». А, возможно, и о себе.

 


Поделиться

Ответить