Так уж случилось, что 27 апреля стало для музыкальной индустрии грустной датой в истории.. – Ростропович! Имя, которое слышал и знает каждый школьник. В этот день, 7 лет назад, великого музыканта не стало. Сегодня мы вспомним и расскажем о его жизни и творческом пути.
Мстислав Ростропович — выдающийся виолончелист, дирижер и пианист, народный артист СССР (1966), лауреат Сталинской (1951) и Ленинской (1964) премий СССР, Государственной премии РСФСР (1991), Государственной премии Российской Федерации (1995). Родился 27 марта 1927 года в Баку. Его отец, Леопольд Витольдович Ростропович был выдающимся виолончелистом, а мать – пианисткой. Мстислав Леопольдович начал заниматься музыкой ещё в раннем детстве. В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию.
На формирование личности Ростроповича решающее воздействие, по его признанию, оказали три композитора, Прокофьев, Шостакович и Бриттен. Его творчество развивалось в двух направлениях – как виолончелиста (солиста и ансамблиста) и как дирижера – оперного и симфонического.
Жизнь гениального музыканта стала одной из самых фантастических легенд ХХ века. Исключительный талант и неиссякаемая энергия, уникальное сочетание великого художника, гуманиста и необыкновенно сильной, магнетически привлекательной личности, определили его совершенно уникальное место в истории классической музыки. В 2002 году, в день 75–летия Мстислава Ростроповича, лондонская газета «Таймс» провозгласила его «величайшим из ныне живущих музыкантов».
Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств Франции. Член Академии наук и искусств (США), Академии «Санта Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладатель Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах. Почетный гражданин многих городов мира. Командор орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи. Награжден множеством государственных наград 29 стран. В 1997 награжден Большим Русским Призом «Слава/Gloria».
Первое выступление Ростроповича–виолончелиста с симфоническим оркестром состоялось в 1940 году в г. Славянске. В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов–исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947 и 1950 гг.) и в Будапеште (1949 г.), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась его концертная деятельность сначала по СССР, с 1947 года по странам Европы, а затем и по всему миру.
В 1955 году женился на Галине Вишневской, ведущей сопрано Большого театра в Москве. Он много выступал со своей женой в качестве аккомпаниатора–пианиста, исполняя вместе с ней ее огромный вокальный репертуар. Каждое совместное выступление Вишневской и Ростроповича представляло собой уникальный по своему мастерству ансамбль, и их дуэт стал одним из самых прославленных содружеств в мире.
Дирижерскую карьеру начал в 1967 в Большом театре (дебютировал в Евгении Онегине П.Чайковского, затем последовали постановки опер Семен Котко и Война и мир Прокофьева). Однако жизнь на родине сложилась не совсем гладко. Он оказался в опале и следствием этого стал вынужденный отъезд из СССР в 1974. А в 1978 за правозащитную деятельность (в частности, за покровительство А.Солженицыну) он и его жена Г.Вишневская были лишены советского гражданства. В 1990 М.Горбачев издал указ об аннулировании Постановлений Президиума Верховного Совета о лишении их гражданства и о восстановлении снятых почетных званий. Многие страны предлагали Ростроповичу взять их гражданство, но он отказался, и не имеет никакого гражданства.
В Сан-Франциско исполнил (как дирижер) Пиковую даму, в Монте-Карло Царскую невесту. Участник мировых премьер таких опер, как Жизнь с идиотом (1992, Амстердам) и Джезуальдо (1995, Вена) А.Шнитке, Лолита Р.Щедрина (в Стокгольмской опере). Затем последовали постановки Леди Макбет Мценского уез
да Шостаковича (в первой редакции) в Мюнхене, Париже, Мадриде, Буэнос-Айресе, Олдборо, Москве и др. городах. После возвращения в Россию дирижировал Хованщиной в редакции Шостаковича (1996, Москва, Большой театр). С оркестром Французского радио в Париже им были записаны оперы Война и мир, Евгений Онегин, Борис Годунов, Леди Макбет Мценского уезда.
В 1977–1994 – главный дирижер Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, который под его руководством вошел в число лучших оркестров Америки. Его приглашают самые известные оркестры мира – Великобритании, Франции, Германии, Австрии, США, Японии и др. стран.
Громадный талант, блестящее владение инструментом, мощная темпераментная манера игры Ростроповича вдохновляли многих известных композиторов на создание новых сочинений. Среди них были самые выдающиеся композиторы ХХ века — Прокофьев, Шостакович, Шнитке, Хачатурян, Бриттен, Дютийе, Мессиан, Лютославский, Пендерецкий и многие другие.
Организатор собственных фестивалей, один из которых посвящен музыке 20 в. Другой – фестиваль виолончелистов в городе Бовэ (Франция). Фестивали в Чикаго были посвящены Шостаковичу, Прокофьеву, Бриттену. Множество фестивалей Ростроповича состоялось в Лондоне. Один из них, посвященный Шостаковичу, длился несколько месяцев (все 15 симфоний Шостаковича с Лондонским симфоническим оркестром). На Нью-йоркском фестивале исполнялась музыка композиторов, которые посвятили ему свои произведения. Принимал участие в фестивале «Дни Бенджамина Бриттена в Петербурге» к 90-летию со дня рождения Бриттена. По его инициативе возрождается конкурс виолончелистов имени Пабло Казальса во Франкфурте.
Открывает музыкальные школы, ведет мастер-классы. С 2004 возглавляет Школу высшего музыкального мастерства в Валенсии (Испания). Под его покровительством с 1998 проводится Международный конкурс по композиции «Мастерпрайз», который является совместной работой BBC, Лондонского симфонического оркестра и «ЭМИ Рекордз». Конкурс задуман как катализатор более близкого соединения почитателей серьезной музыки и современных композиторов.
Сыграл тысячи концертов в концертных залах, на фабриках и заводах, в клубах и королевских резиденциях (в Виндзорском дворце, концерт в честь 65-летия королевы Испании Софии и т.п.).
Безупречное техническое мастерство, красота звука, артистизм, стилистическая культура, драматургическая выверенность, заражающая эмоциональность, вдохновенность – нет таких слов, чтобы в полной мере оценить индивидуальную и яркую исполнительскую натуру музыканта. «Все, что я играю, я люблю до обморока», – говорит он.
Известен и своей благотворительной деятельностью: он президент «Благотворительного фонда Вишневской – Ростроповича», который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации. В 2000 фонд начал проводить в России программу по детской вакцинопрофилактике. Президент носящего его имя фонда помощи одаренным студентам музыкальных вузов, основал фонд помощи молодым музыкантам в Германии, стипендионный фонд для талантливых детей в России.
Широкую известность получили факты его выступления в 1989 у Берлинской стены, а также приезд в Москву в августе 1991, когда он присоединился к защитникам российского Белого дома. За усилия по защите прав человека ему было вручено несколько наград, среди которых ежегодная награда Лиги Прав Человека (1974). «Никому и никогда не удастся меня поссорить с Россией, сколько бы грязи на мою голову не лили», – сказал он. Одним из первых поддержал идею проведения в Нижнем Новгороде Международных фестивалей искусств имени А.Д.Сахарова, был гостем II и участником IV фестиваля.
Личность и деятельность Ростроповича уникальны. Как справедливо пишут, «своим магическим музыкальным дарованием и фантастическим общественным темпераментом он объял весь цивилизованный мир, создав некий новый круг «кровообращения» культуры и связей между людьми». Так, национальная академия звукозаписи США в феврале 2003 наградила его музыкальной премией «Грэмми» «за экстраординарную карьеру виолончелиста и дирижера, за жизнь в записях». Его называли «Гагариным виолончели» и «маэстро Славой».
Скончался великий музыкант в Москве на 81-м году жизни. Последний свой вдох гений сделал в Онкологическом центре на Каширском шоссе после длительной болезни.
Интересные факты из жизни:
1. как Слава экзамен сдавал
Студент консерватории Слава Ростропович после победы во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей был переведен со второго курса сразу на пятый. Кроме этого, его еще выдвинули кандидатом для занесения на доску почета. Но для успешного окончания консерватории Ростроповичу нужно еще было сдать государственный экзамен по истории коммунистической партии. Слава утешал преподавателей:
– Не волнуйтесь. Я зайду в комиссию, сделаю шаг вперед, два шага назад и спрошу: “Что делать?”
2. с первого взгляда…
Ростропович и Вишневская познакомились в ресторане.
Кто-то из знакомых показал Вишневской на сидящего напротив парня в очках и спросил:
– Вы знакомы?
– Нет.
– Так познакомьтесь – это, виолончелист Мстислав Ростропович.
Ростропович рассказывал своим соседям какие-то смешные истории и совсем не обращал на Вишневскую внимания. Когда же Вишевская собралась уходить домой, молодой человек в очках вскочил:
– Послушайте, можно мне вас проводить?
– Проводите…
– Можно я подарю вам эти конфеты? Ну прошу вас, мне это очень важно…
На улице – женщина с полной корзиной ландышей. Ростропович купил всю корзину, подарил Вишневской…
– Между прочим, я замужем! – предупредила его Вишневская.
– Между прочим, это мы еще поглядим! – предупредил ее Ростропович.
3. всегда готов!
У Мстислава Ростроповича спросили:
– Как вам удается сохранять такие трепетные чувства к своей жене?
– Очень просто, – ответил Ростропович. – Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь.
4. фамилию менять будем?
Когда Ростропович регистрировал в районном загсе по месту прописки Вишневской свой брак, регистраторша сразу узнала знаменитую солистку Большого театра и поинтересовалась, за кого же она выходит замуж. Увидев довольно-таки невзрачного жениха, регистраторша сочувственно улыбнулась Вишневской, а с трудом прочитав фамилию “Ро… стро… по… вич”, сказала ему:
– Ну, товарищ, у вас сейчас есть последняя возможность сменить свою фамилию…
5. странное наказание
Министр культуры Фурцева как-то с неудовольствием сказала Ростроповичу:
– Вы покрываете Солженицына. Он живет у вас на даче. В течение года мы не будем пускать вас за границу.
Тот, пожав плечами, ответил:
– Вот уж никогда не считал, что выступать перед своим народом – наказание.
6. причуды учителя
Журналист пришел в Московскую консерваторию и получил разрешение присутствовать на уроке Ростроповича. Через полчаса он выбежал из аудитории в слезах. Когда туда заглянул проректор, он увидел удивительную картину. В аудитории сидело несколько учеников, но Ростропович не обращал на них никакого внимания. Он был всецело занят одной виолончелисткой, исполняющей какое-то произведение. Он стоял перед нею на коленях и обливался слезами. Рыдали и все остальные студенты в аудитории.
7. представьте себе…
Как-то репетируя с оркестром Первую сюиту Чайковского, где есть очень простая и печальная мелодия у виолончелей, Ростропович никак не мог добиться от музыкантов нужного звучания…
– Представьте, что эту мелодию играет любитель, допустим доктор, который вернулся после трудного рабочего дня домой, – сказал оркестрантам Ростропович. – Он поставил десять клизм, осмотрел восемь задних проходов и ему сейчас хочется отдохнуть. Он сидит и играет на виолончели страшно фальшиво, но получает от этого огромное удовольствие… Вот и вы, дорогие товарищи, играете столь же фальшиво, но с той разницей, что на ваших лицах удовольствия не видно…
8. не угодил…
Однажды Ростропович приехал в сибирскую деревню и обнаружил, что исполнить в клубе концерт для виолончели и фортепиано невозможно – пианино было безнадежно расстроено. Выход нашелся: после небольшой репетиции Ростропович заиграл перед колхозниками под аккомпанемент баяна. Неожиданно на сцену вышел мужик, подошел к Ростроповичу и попросил:
– Друг, помолчи немного, дай баян послушать!..
9. раздел гонорара
После триумфальных гастролей в Соединенных Штатах Ростроповича пригласили в советское посольство и объяснили, что львиную долю гонорара он должен сдать в посольство. Ростропович возражать не стал, он только попросил своего импресарио Юрока купить на весь гонорар фарфоровую вазу и вечером доставить ее в посольство, где был назначен прием. Доставили немыслимой красоты вазу, Ростропович взял ее, полюбовался и… развел руки. Ваза, ударившись о мраморный пол, разлетелась на кусочки. Подобрав один из них и аккуратно завернув в носовой платок, он сказал послу:
– Это – мое, а остальное – ваше…
10. правду! только правду!
В семидесятых годах Ростропович должен был выехать на гастроли за рубеж. Он хотел, чтобы с ним поехала и его жена Галина Вишневская, но Министерство культуры ему в этой просьбе отказало.
Тогда друзья посоветовали написать в министерство письмо: мол, ввиду моего плохого здоровья прошу разрешить, чтобы меня в поездке сопровождала жена.
Ростропович письмо написал: “Ввиду моего безукоризненного здоровья прошу, чтоб меня в зарубежной поездке сопровождала жена Галина Вишневская”.
11. “лососина!”
Мстислав Ростропович взялся продирижировать Пятой симфонией Прокофьева. На репетиции он долго не мог добиться от оркестра нужного звучания и сказал музыкантам:
– Представьте себе: коммунальная кухня, стоит восемь столов, восемь примусов, каждый скребет на своем столе, никто не слушает друг друга, стоит страшный шум. И вдруг кто-то снизу кричит: “Лососину дают!” Тут все все бросают и кидаются вниз, в магазин…
Посмеявшись, вернулись к репетиции, и когда заиграли снова и дошли до нужного места, Ростропович крикнул в паузе:
– Лососина!
И действительно, музыканты “рванули” за ней необыкновенно эффектно…
Мстислав Леопольдович, почему вы выбрали в свое время виолончель? – спросили как-то у Ростроповича.
Потому что я ее полюбил, как женщину. Только много лет спустя я узнал, что во французском языке слово “виолончель” – мужского рода. Я был потрясен! Если бы я об этом узнал, когда приобщался к музыке, неизвестно, какой бы инструмент я выбрал.
Материал взят с сайта http://www.classic-music.ru/