Рахманинов, Танеев, Скрябин. Нежность, благородство и экстаз

0

2 сентября Харьковская филармония открывает 89-й концертный сезон. По традиции были выбраны глубокие, сложные, масштабные, торжественные произведения классики: «Симфония №2» Рахманинова, «Храм Аполлона в Дельфах» из оперы «Орестея» Танеева и «Поэма экстаза» Скрябина. По словам, маэстро Юрия Янко, произведение Скрябина станет премьерой — симфонический оркестр ХОФ не играл «Поэму экстаза» уже 25 лет.

А знали вы что:
— симфоническое сочинение Рахманинова имело большой успех, в отличие от первой симфонии, премьера которой провалилась и вызвала у композитора глубокую депрессию и творческий кризис. Лишь через двенадцать лет обратился композитор вновь к этому жанру — уже не как новичок, пробующий себя в разных видах творчества, но как автор, признанный в мире, имеющий собственный яркий творческий почерк, к тому же — прославленный пианист и дирижер. После премьеры второй симфонии в Петербурге (дирижировал сам автор) рецензент «Русской музыкальной газеты» писал: «Новая симфония есть, прежде всего, свое, рахманиновское, свободно порожденное внутренним миром тонкого и цельного художника, самостоятельно думающего, чувствующего, переживающего… Это — Рахманинов, лицо в искусстве новое и уже определившееся. Это — артист с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утонченным воображением… с предрасположенностью к элегическому строю. <…> Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей. Чувству и вдохновению отвечает зрелая художественная законченность выражения. Первое и общее впечатление: своей поэтической настроенностью и художественным блеском она захватывает внимание от начала до конца, и при большом разнообразии характеров выражения, при равновесии контрастов, соединяет в себе элементы прелестного и трагически-грозного…»
— Впервые замысел оперы на сюжет «Орестеи» возник у Танеева в 1882 году. Увлеченный темой, композитор изучает творения древнегреческих трагиков и сочинения о них. Окончательный выбор пал на произведение Эсхила (525—458 г. до н. э.). Либретто писал при ближайшем участии композитора известный знаток античности А. А. Венкстерн. Основная работа над созданием музыки «Орестеи» продолжалась 7 лет, с 1887 по 1894 год. Завершению оперы предшествовало появление в 1889 году программной увертюры, представляющей собой симфонический вариант воплощения того же замысла. Харьковчане услышат вступление к третьей части, музыка рисует идеально прекрасное царство Аполлона. Оркестровое вступление и сцена Аполлона с Орестом выдержаны в спокойно-торжественных просветленных тонах.
— Отличительной чертой творчества Скрябина является необычайная интенсивность духовного развития. Скрябин был не только композитором и пианистом, но и философом. Он не имел специального философского образования, но уже с начала 1900-х годов принимал участие в философском кружке С.Н. Трубецкого, тщательно изучал труды Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Но ни на каком из этих направлений не остановился. Все это служило лишь почвой для его собственных мыслительных построений, которые нашли отражение в его музыке. Еще при жизни автора было опубликовано стихотворение Скрябина под названием «Поэма экстаза», в котором выражены литературными средствами творческие воззрения композитора. Эту основу составляла мысль о божественной сути творчества и преобразующей миссии художника-творца. Взлеты и падения во многих музыкальных сочинениях – характерная черта стиля Скрябина. Но воля и миссия творца доминирует над всем. Тему «воли» в Поэме проводит серебристое звучание трубы.

Еще при жизни автора было опубликовано стихотворение Скрябина под названием «Поэма экстаза», которое завершается такими строчками:
И огласилась вселенная
Радостным криком
Я есмь!

Поделиться

Ответить