♩ Притча о классической музыке и здоровом обществе

0

Многие годы классическая музыка оставалась объектом пристального внимания тысяч критиков в области искусства, предлагая самые различные варианты объяснения пользы или вреда этого жанра деятельности. О классической музыке – произведениях, концертах, анализе творчества и наследства выдающихся композиторов написано миллионы страниц текста, цена которых для непосвященного человека – ничто.

И это нормально, ведь классическая музыка, каким бы важным объектом академических исследований она ни была, все равно пишется для простой души, страждущей утешения в гармонии, и ни один трактат, опус или докторская диссертация не в силах передать того потока ярких эмоций, рождаемых в душе слушателя музыки. Человеку неподвластно время, но ему подвластно чувство прекрасного, воплощенного в гармонии. Человек умирает, а гармония в виде музыки продолжает жить вечно.

Казалось бы, для чего нужно исследовать, анализировать и изучать музыкальное искусство, которое само по себе прекрасно живет и расцветает без всей этой академической шелухи? Зачем люди лучшие годы своей жизни отдают тому, чтобы, словно червь извиваться в огромном массиве жизни и творчества композиторов и музыкантов, людей творческих и созидающих, гениев искусства. Ведь плоды деятельности таких академических червей никому, кроме их самих, практически неизвестны.

Такой вопрос однажды был задан одному известному музыкальному критику, знатоку Вагнера, Шуберта и Листа, человеку, пользующемуся множеством званий и титулов за выдающиеся заслуги в области исследования музыкального искусства. Вопрос был поставлен юным и совсем еще зеленым студентом консерватории, смотревшим сквозь розовые очки на прекрасный и величественный мир музыки и всего того ореола величия, витавшего в стенах консерватории.

Уважаемый академик, член академии искусств и почетный профессор нескольких всемирно известных консерваторий, критик, определявший вкусы и предпочтения целых кругов искусствоведов поднял очки, внимательно посмотрел на сияющие глаза юного студента и, поглядев по сторонам, словно вор, тихонько произнес в сторону – как бы между прочим:

— Знаете, молодой человек, консерватории, филармонии и другие заведения подобного профиля нужны только для того, чтобы ограждать общество от потенциальных психопатов, извращенцев и преступников – людей, у которых чувство прекрасного и омерзительного развиты настолько, что они иногда не могут их различить. У нас нечто на подобии больницы для душевно больных, куда принимают избранных, способных выдерживать конкурсы и бороться за свое место под солнцем. В обществе такие люди очень опасны, а здесь мы их нейтрализуем…. Понимаете меня?

И уважаемый 75-летний дедушка с гордо поднятой головой пошел к выходу, даже не взглянув на студента.

Молодой человек провалил первую же свою сессию, не сдав ни одного экзамена, после чего успешно был отчислен из консерватории за неуспеваемость. И после этого разговора ноги его в храме академической музыки больше не было….

 

Поделиться

Ответить