Пресса о «Kharkiv contemporary-2015»

23.06.2015

11202943_953310341387313_1911406613918705498_oЗавершился III международный фестиваль современной музыки «Kharkiv contemporary-2015». Два симфонических, один хоровой и четыре камерно-инструментальных концерта объединили в своих программах музыку признанных классиков ХХ столетия и наших современников.
В течение семи дней музыканты Харьковской областной филармонии со своими коллегами, солистами из Киева, Одессы, Львова, играли музыку XX и начала XXI века, которую независимо от времени создания принято называть «современной». В основном музыкальное пространство предоставлялось «новой музыке» композиторов разных поколений и национальных школ. Именно знакомство с их творчеством и стало главной темой фестиваля, который возник благодаря инициативе двух известных музыкантов — дирижера Юрия Янко (Харьков) и композитора Владимира Рунчака (Киев). Казалось бы, все звёзды сошлись в одном месте, и организаторы, проявив экстраординарные волевые качества, собрали воедино уникальный многосоставный фестивальный «пазл». Но, к сожалению, на этом празднике музыки не хватило одного очень важного компонента, а именно — зрителя. Всё прошло, как всегда, «за закрытыми дверями» и «в кругу близких друзей». Интересный музыкальный проект как бы завис в воздухе.
Владимир-Рунчак-kharkiv-contemporaryО проблемах закулисья фестивальной работы — наш разговор с композитором, художественным руководителем «Kharkiv contemporary-2015» Владимиром Рунчаком.
— Как вы оцениваете проведение нынешнего фестиваля, прежде всего — представленный репертуар, исполнителей, гостей?
— Музыка, прозвучавшая на фестивале, конечно же, была разнообразной. Не все сочинения войдут в золотой фонд искусства, однако мы почувствовали отзвуки современности. Как художественный руководитель, я отвечаю за качество представленного «продукта» в выборе произведений и интересных исполнителей. В фестивальной программе приняли участие замечательный киевский виолончелист Александр Пириев с виолончельным концертом М. Скорика, прекрасная скрипачка Лидия Футорская и пианистка Юлия Воропаева (обе из Львова), ансамбль «Kiev Piano Duo». Их поддержал достойный «одесский десант»: Ирина Серотюк (баян), Валентина Солоненчук (баян), Владимир Гитин (кларнет) и Александр Перепелица (фортепиано).
— А харьковчане?
— Харьковские молодые композиторы — Денис Бочаров, Дмитрий Малый и Екатерина Почтарёва — показали новые сочинения. Убедительно выступили харьковские инструменталисты: Кирилл Тимофеев (кларнет) и ансамбль «Kharkov Guitar Quartet» в составе Сергея Гаркуши, Максима Трянова, Ирины Половинки и Андрея Брагина. Не могу не назвать академический хор им. В. Палкина, основная часть исполнителей которого — студенты Харьковского национального университета искусств.
— Нужно ли использовать для привлечения публики, скажем так, административные инновации?
— В этом нет необходимости. Юрий Янко верно акцентировал, что, согласно исследованиям социологов, треть населения Харькова готовы быть «потребителями культуры». В Харькове это довольно большое число людей, почти 500 тысяч человек. Я думаю, что ситуация с посещением фестивальных концертов такова не потому, что зритель не хочет, а просто к нему не доходит информация.
Пириев— Сегодня «в тренде» соединение на фестивалях различных искусств. Не стал исключением и «Kharkiv contemporary-2015». Многие камерные сочинения исполнялись с элементами театрализации. Так, например, оставило яркое впечатление сочинение Кармелы Цепколенко «Вечерний пасьянс», исполненное на фортепиано Александром Перепелицей. Непринужденная импровизация сопровождалась доставанием из колоды карт, определяющих «судьбу» и соответственно влияющих на музыкальную интонацию.
-Близки ли вашему композиторскому творчеству идеи инструментального театра?
— Безусловно. Это еще один творческий ресурс композитора.
Пользуясь случаем, хочу публично выразить чувство благодарности всем, кто принимал участие в фестивале: и харьковчанам, и гостям этого прекрасного города. Хочется верить, что следующий международный фестиваль «Kharkiv contemporary-2016» привлечет к себе молодежную зрительскую аудиторию и впишет новую страницу в историю музыкального искусства Украины.

Марина Егорова, музыковед.

«Время». Форум музыкального авангарда в Харькове
http://timeua.info.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>