В субботу 31 октября в харьковской областной филармонии состоялась премьера нового произведения современного украинского композитора Дмитрия Савенко Концерта для оркестра «Post factum».
Репертуарное соседство духовной кантаты «Magnificat» Баха с концертами Карла Нильсена и Дмитрия Савенко постоянных слушателей филармонии повергло в состояние легкого шока, а вот тех, кто впервые пришел явно заинтриговало. Кларнетовый концерт датчанина Карла Нильсена в исполнении харьковского кларнетиста Алексея Скребцова вызвал бурю эмоций и шквал оваций публики, хотя музыка Нильсена чрезвычайно сложна и по образному содержанию, и по технике исполнения. Однако, наибольшее впечатление на всех слушателей произвел концерт для оркестра «Post factum» Дмитрия Савенко.
Думаю, половина пришедших на концерт слушателей случайно поймали себя на мысли: «А кто же такой композитор Савенко?» В настоящее время он живет и работает в Запорожье, является членом союза композиторов Украины, лауреатом областной премии в номинации «За развитие музыкального искусства Запорожского края». Уже много лет подряд Савенко сотрудничает с ведущими театрами города. Его музыка звучала в постановках запорожского театра юного зрителя, в спектаклях академического украинского музыкально-драматического театра имени В.Г.Магара. На самом деле, музыка Дмитрия Савенко уже как десять лет, а именно столько он сотрудничает с оркестром нашей филармонии, поражает слух и воображение харьковской публики. Дмитрию Савенко принадлежат многие аранжировки популярной музыки, звучащие в рамках концертных программ «Янко-шоу», а его новые сочинения в академических жанрах собирают аншлаги не один концертный сезон. В прошлом году известный саксофонист Александр Рукомойников совместно исполнял «Четыре пьесы для саксофона с оркестром» Дмитрия Савенко, сезоном ранее удивил харьковчан «Концерт для четырех саксофонов в сопровождении оркестра». Постоянные посетители филармонии, вне всякого сомнения, до сих пор помнят одну из первых программ хит-концертов с участием заслуженного артиста Украины, гитариста Владимира Казареца. В рамках концерта были представлены гитары разных типов в аранжировках популярных мелодий из репертуара «The Beatles» и «АВВА», которые специально писал Дмитрий Савенко.
Инициатором замысла написания концерта для оркестра стал директор харьковской филармонии, заслуженный деятель искусств Украины Юрий Янко. Однажды в личной беседе с композитором маэстро предложил идею для нового произведения. Через несколько лет композитор воплотил ее в жизнь. Так появился концерт, написанный специально для оркестра харьковской филармонии. Композитор учел все особенности состава коллектива: количество артистов, а именно состав в 70 музыкантов, наличие большого числа духовых и ударных инструментов, постоянное сотрудничество коллектива с заслуженным артистом Украины, пианистом Владимиром Соляниковым (обычно фортепиано не входит в состав классического симфонического оркестра).
Концерт «Post factum» это небольшая, продолжительностью около получаса, монолитная одночастная композиция. Музыкальные эпизоды, которой чередуются, словно картинки по принципу монтажа. В целом музыка яркая, с быстрой сменой настроений, основанная на контрастах и сопоставлениях различных тембров инструментов оркестра. Название концерта «Post factum» (буквальный перевод с лат. «после случившегося») сам автор не связывает с каким-либо конкретным сюжетом, однако, уверена большинство слушателей, не покидало чувство близости музыки к событиям, произошедшим в нашей стране. Ключом к разгадке музыки стало наличие мелодических цитат из произведений популярной и классической музыки. Так, в теме вальса начального эпизода концерта, многие меломаны распознали трансформированную тему нашествия из Седьмой Симфонии Дмитрия Шостаковича. Мелодии украинских народных песен в среднем эпизоде вместо привычного всем лирического наклонения, предстали в характере героического военного марша. Кульминацией концерта стала тема танца рыцарей из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Грозные аккорды прозвучали всего несколько секунд. Потом, неожиданно мелодия «рассыпалась как карточный домик»… Заключительный эпизод концерта, нежное соло скрипки, сдержанные ноты медленных пассажей фортепиано, замирающий в звуках мажорного трезвучия оркестр – все это словно вера и надежда на мирное небо и светлое будущее для новых поколений!
Автор статьи музыковед Екатерина Жигалова
1 коментар
Поздравляю с очередным успехом горжусь старшим братом. Димончик хотелось бы послушать