Михаил Глинка

28.05.2017

МИХАИЛ-ГЛИНКА-РУССКИЙ-КОМПОЗИТОРМихаил Иванович Глинка (01.06.1804 – 15.02.1857) – русский композитор, оказавший значительное влияние на развитие русской классической музыки.

Композитор обобщил традиции народной песенности (старинной крестьянской песни и городского фольклора), древнерусские церковнопевческие  искусства, достижения русского композиторского искусства XVIII — начала XIX века.

Первые яркие музыкальные впечатления Глинки связаны с колокольным звоном и народной песней. Глинка любил слушать концерты крепостного оркестра, участвовал в них. Начальное домашнее музыкальное образование Глинка продолжил во время учебы в Благородном пансионе (1818-1822), занимаясь с   Фильдом и Майером. В 20-х гг. Глинка пользовался известностью у любителей музыки как певец и пианист, автор романсов. Посещая Италию, Берлин, Париж ,Испанию и Варшаву, он знакомился с музыкальной  жизнью крупнейших европейских центров, овладевал опытом мировой музыкальной культуры.

В зрелый период творчества Глинка создал 2 крупнейшие оперы: «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842), в которой соединились фривольно-иронический характер поэзии Пушкина и откровенно чувственная окраска музыки Глинки. Идею создания оперы на сюжет об Иване Сусанине, отвечавшую размышлениям Глинки о национальной музыке, композитору предложил В. А. Жуковский. В музыке оперы органично соединились национальные хоровые традиции (церковного, в том  числе раннего партесного, и крестьянского многоголосия), высокий стиль западноевропейского хорового письма (Г. Ф. Гендель, Л. ван Бетховен), знание сольной вокальной техники, мастерство оркестрового письма.

Высокий профессиональный уровень отличает и произведения Глинки других  жанров: романсы, в которых Глинка добился полной гармонии музыки и поэтического текста и впервые достиг уровня поэзии Пушкина («Я помню чудное мгновенье», вокальный цикл «Прощание с Петербургом»), «Вальс-фантазия», музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840).

МИХАИЛ-ГЛИНКА-ПОРТРЕТ-РАБОТЫ-РЕПИНАПод впечатлением путешествия в Испанию возникли оркестровые увертюры Г. «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде», отличающиеся филигранностью, прозрачностью и точностью оркестрового письма и положившие начало жанровому симфонизму, впоследствии развитому композиторами «Могучей кучки». В «русском скерцо» для оркестра «Камаринская» Глинка раскрыл особенности музыкального мышления, синтезировал богатство народной музыки и высокий профессионализм. Его сочинениям свойственны аристократически безупречный вкус, отточенность форм, артистизм.

Глинка не успел осуществить все свои замыслы, но им была заложена основа для последующего развития духовной музыки в творчестве П. И. Чайковского, С. И. Танеева, Н. А. Римского-Корсакова, А. Д. Кастальского и других композиторов конца XIX — начала XX века.

По настоянию сестры Глинки, Л. И. Шестаковой, композитор был перезахоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, однако памятник ему на кладбище в Тегеле сохранился до настоящего времени.

По материалам Н. Ю. Плотниковой, И. Е. Лозовой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>