Концерт, завершающий Всеукраинский гастрольный тур Александра Пириева , состоится в Харьковской филармонии 30 апреля

0

1229969_600267696697063_2013421202_nНе пропустите! Позитивная легкость сюиты из «Лебединого озера» Петра Чайковского и бескомпромиссная мощь второго виолончельного концерта Дмитрия Шостаковича в одной программе.

Гастрольный тур Александра Пириева стартовал в Ивано-Франковске 29 марта в рамках фестиваля «Прикарпатская весна». Затем 10 апреля был концерт в Одессе, где Александр сыграл с Федором Глущенко, 21 апреля виолончелист сыграет в Киеве в Национальной филармонии и наконец, 30 апреля, в Харьковской филармонии, с академическим симфоническим оркестром, дирижер – Юрий Янко. Основной музыкальной темой для гастрольного тура  Александр Пириев выбрал музыку Дмитрия Шостаковича (к слову, в 2015 году исполняется 40 лет со дня смерти композитора), в каждом городе программа подбирается на усмотрение принимающей стороны – в Ивано-Франковске была музыка Владимира Зубицкого,  в Одессе играли произведения Ивана Карабица и Александра Глазунова, в Киеве прозвучат исключительно произведения Дмитрия Шостаковича, в Харькове – музыка Петра Чайковского. «Такое соседство легко объяснимо. Бескомпромиссный, жесткий, пронзительный виолончельный концерт Шостаковича выглядит еще более эмоциональным на фоне легкой и светлой сюиты Петра Чайковского», — говорит Александр Пириев.
shostakovichНапомним, что виолончелист приезжает к публике со особым концертом Дмитрия Шостаковича — это «Концерт №2 для виолончели с оркестром соль мажор, op. 126 (1966)». По словам солиста, это невероятно сложное, редко исполняемое, но невероятно эмоциональное произведение.
Есть мнение, что «если нужно музыкально проиллюстрировать абсурдность бытия, то, пожалуй, нагляднее, чем Второй виолончельный концерт Шостаковича, произведения не найти. Жутковатые, издевательские, шутовские мотивы  делают эту музыку ужасающе реалистичной». По мнению Александра Пириева, именно это произведение наиболее актуально для современной Украины. Это концерт — ребус, концерт — загадка, здесь много всего намешано, много спрятано… И даже неподготовленной публике, незнакомой с высокой классикой будет любопытно находить знакомые мелодии, интересные цитаты — от знаменитых «Бубликов» (уличная песенка 1920-х годов «Купите бублики») она же и звучит в кульминации, до отрывка из «Вокализа» Рахманинова, от малеровских интонаций до аллюзий на музыку Мусоргского. В финале цитируется «Случайный вальс» Фрадкина и Доломатовского (в него трансформируется цитата из вступления к «Борису Годунову» Мусоргского).
11127667_1130418693651632_3435930663574020458_nВторой виолончельный концерт был создан весной 1966 года. В творчестве Шостаковича это произведение занимает особое место. С него начинается поздний период творчества композитора, который перекидывает мост к началу ХХ века, в атмосферу Cеребряного века, в эпоху которого Шостакович был рожден и провел своё детство. «Благодаря Шостаковичу, — говорил Альфред Шнитке, — возникает контакт с уже ушедшим миром и ушедшими людьми, ещё продолжающими существовать в нём… Это и двадцатые, и тридцатые, и сороковые, и пятидесятые, и шестидесятые годы — всё это продолжало существовать у него — в отражении. И мы это чувствовали».  Есть основания предполагать, что первая часть Второго виолончельного концерта была написана по получении известия о смерти Анны Ахматовой (5 марта 1966 года). Вторая часть концерта построена на мелодии популярной уличной песенки 1920-х годов «Купите бублики». Мстислав Ростропович, которому концерт посвящен, вспоминал, что Шостакович играл ему тему «Бубликов» на рояле во время встречи Нового 1966 года на своей даче в Жуковке.
Виолончелист Леонид Гульчин, говорил о этом произведении как о финале жизни композитора: «Если в третьей части Четвертой симфонии после перестука и похоронного марша еще есть борьба, смятение, даже надежда на что-то у тридцатилетнего композитора, то у шестидесятилетнего в конце Второго виолончельного концерта похожий перестук — это конец, после которого уже нет ничего — только истово оборванная долгая, одинокая нота солиста».

Поделиться

Ответить