Иоганнес Брамс

0

Иоганнес Брамс

Иоганнес Брамс (7 мая 1833 – 3 апреля 1897) — немецкий композитор и пианист, представитель эпохи романтизма.

Свои первые уроки музыки Иоганнес Брамс получил от отца, с семи лет изучал фортепиано у Отто Косселя, а позднее продолжил обучение у Эдуарда Марксена.

Семья Брамса была бедна, и в свои юные годы композитор зарабатывал, делая переложения салонных пьес, давал частные уроки и играл на фортепиано в танцевальных залах.

В возрасте двадцати лет Брамс совершил концертную поездку по городам Германии вместе с венгерским скрипачом Эдуардом Реминьи. Эти гастроли впоследствии оказали немаловажное влияние на частную и творческую жизнь композитора.

В Ганновере Брамс познакомился с Йозефом Иоахимом, скрипачом, своим будущим другом, который дал ему рекомендательные письма к Ференцу Листу и Роберту Шуману. С Листом Брамс познакомился в Веймаре, и его сочинения произвели на известного композитора большое впечатление. Знакомство с Шуманом состоялось во время поездки Брамса в Дюссельдорф. Супруги Шуман тепло приняли юного композитора. Роберт Шуман опубликовал статью «Новые пути» в «Новой музыкальной газете», в которой настолько лестно оценил музыкальные таланты своего нового друга, что Брамс даже не был уверен в том, что сможет воплотить столь высокие ожидания.

Большую часть своей жизни Иоганнес Брамс провел в Вене. Сперва он успешно выступает как пианист, руководит хором Певческой капеллы, а позже дирижирует концертами Общества любителей музыки.

Композитор довольно рано начал сочинять музыку, однако, некоторые свои работы, будучи убежденным перфекционистом, Брамс оставил неопубликованными либо уничтожил. Его сочинительская деятельность коснулась почти всех жанров, кроме оперного. Четыре симфонии Брамса, из которых в особенности выделяется последняя, — одно из высших достижений симфонизма 2-й половины 19 века. Скрипичный концерт Брамса (1878 г.) принадлежит к числу наиболее популярных произведений этого жанра; большой известностью пользуется также 2-й фортепианный концерт, написанный в 1881 г.. Из вокально-оркестровых сочинений Брамса наиболее значителен «Немецкий реквием», премьера которого, имевшая огромный успех, состоялась в кафедральном соборе Бремена в 1868 году. В творчестве Брамса также произведения камерно-инструментального жанра, сочинения для органа, для фортепиано (из которых наибольшей популярностью пользуются вальсы и «Венгерские танцы»).

Несмотря на известность и достаток, Брамс жил довольно скромно, довольствуясь малым. Часто бесцеремонный и саркастичный, чем отталкивал некоторых людей, композитор нередко оказывал материальную либо иную помощь своим друзьям или талантливым студентам, при этом желая, чтоб его содействие оставалось в тайне.

С годами отчужденность Брамса стала носить более явный характер. Будучи очень требовательным к себе, композитор опасался истощения творческой фантазии и задумывался о прекращении своей композиторской деятельности. Такому ходу мыслей способствовала и тяжелая болезнь, которая постепенно сводила композитора в могилу. Тем не менее, многие признанные шедевры Брамса написаны им на закате жизни.

Последнее появление Брамса на публике состоялось 3 марта 1897 года. Месяц спустя композитор умер, и был похоронен на Центральном кладбище Вены.


Поделиться

Ответить