fbpx

Газета “Время” о новом органе Харьковской филармонии

0

Фото А. АнничеваКрасивый, мощный, уникальный

Редакционная почта свидетельствует о пристальном интересе читателей «Времени» к строительству Харьковской филармонии и установке нового органа. Можно даже сказать, что эта тема волнует харьковчан ничуть не меньше, чем директора филармонии и главного дирижера симфонического оркестра, заслуженного деятеля искусств Украины Юрия Янко.

 

Что было

Напомним, в июне 2012 года Юрий Янко и департамент культуры Харьковской облгосадминистрации через СМИ оповестили общественность о доставке в еще недостроенный концертный зал филармонии органа, созданного германской фирмой «Alexander Schuke». С нескрываемым восторгом директор филармонии просил журналистов поздравить всех харьковчан с этим историческим событием, заверив, что долгожданный инструмент вскоре займет приготовленное для него место. В своем выступлении Юрий Янко подчеркнул, что впервые за годы независимости Украины Харьков приобрел музыкальный инструмент высочайшего качества, став первым в стране обладателем столь дорогого во всех отношениях органа знаменитой фирмы-производителя.
Упакованные в контейнеры механические части осторожно перевозились на специально оборудованных грузовиках, проделав далекий путь от Потсдама до Харькова. Три огромные фуры следовали под охраной вооруженного сопровождения вплоть до места назначения. Затем ящики осторожно перенесли с помещение, уложив таким образом, чтобы при монтаже было удобно ориентироваться в соответствии с очередностью производимых работ. Монтаж органа осуществляли несколько представителей фирмы-изготовителя. По указанию немецких специалистов было необходимо сохранить в хорошем состоянии транспортировочные ящики, потому что по планам предусмотрительных немцев они будут использованы при монтаже как каркасы внешних и внутренних конструкций. Особо бережного отношения требовали 326 деревянных труб, выточенных мастерами с микроскопической точностью.
За приобретение органа фирме «Alexander Schuke» было выплачено один миллион двести тысяч евро, включая расходы на транспортировку 354 контейнеров. Бурную дискуссию тогда вызвал вопрос об источниках финансирования дальнейших работ и справится ли с такими затратами областной и государственный бюджеты?
Ситуация с денежными поступлениями обострилась из-за социально-политических противоречий в нашем обществе, завершение строительных и отделочных работ пошло очень медленно, с длительными остановками. Однако к весне нынешнего года были проведены работы для оборудования зала всеми необходимыми системами, позволяющими приступить к самому важному моменту, ради которого и возводится уникальный архитектурный комплекс «Харьковская филармония».
Перед установкой органа была проведена акустическая разведка зала, которой занималась берлинская фирма «ANERT», что стало гарантией того, что в Харькове появился не только классный орган, а еще и уникальная система, обеспечивающая совершенное звучание 15-метрового гиганта общим весом в 40 тонн, состоящего из 5700 труб разного диаметра. По условиям фирмы, перед тем как начать эксплуатацию уникального, единственного в Украине инструмента, оркестранты должны «прозвучать» предназначенное для него помещение. Поэтому накануне концерта органной музыки для харьковских любителей классических произведений в этом зале будут сыграны несколько больших программ в исполнении академического симфонического оркестра филармонии. Для этого просцениум перед органом оснащен амфитеатром — ступенчатыми пандусами для оркестрантов, что дает зрителям возможность видеть каждого музыканта. Кстати, харьковские меценаты подарили филармонии оригинальный дирижерский пульт, созданный по последнему слову техники.
«Alexander Schuke» впечатляет космическими размерами, аскетической красотой и загадочным «лицом», у которого присутствует свой взгляд, охватывающий весь зрительный зал. Кажется, что он будет изменять свое «лицо» от звуков такой же прекрасной, как и он, музыки. Право же, перед ним ощущаешь какое-то неизвестное доселе чувство. Ожидаешь чего-то величественного, настоящего…

По просьбе читателей корреспондент «Времени» встретился с административным и творческим лидером филармонии Юрием Янко, чтобы узнать, как продвигаются работы по возведению харьковского храма Эвтерпы — музы музыкального искусства.

Что будет

— Юрий Владимирович, меня поразили огромные площади уже построенных помещений. После нашей встречи в 2012 году произошли колоссальные перемены. Неужели новоселье не за горами?
— Сегодня я с уверенностью поздравляю харьковчан с тем, что в их родном городе появился уникальный органный зал, И не просто зал, а сверхсовременное помещение, оснащенное новейшими техническими системами для восприятия музыкального искусства и обеспечения безопасности зрителей. Впервые в Украине применена новейшая система, способная самостоятельно изменять акустические возможности зрительного зала в зависимости от жанра звучащего произведения и от состава исполнителей. Наша сценическая площадка, без ложной скромности, обещает войти в список достопримечательностей Харькова.
— Когда состоится открытие органного зала, которого ждет весь Харьков?
— Я бы назвал это событием национального масштаба, потому что мы открываем прекрасный концертный зал в тяжелое для нашего государства время. 24 августа мы ожидаем посещения Харькова президентом Украины, который откроет новый органный зал. Это будет своеобразный и дорогой подарок харьковчанам ко Дню Независимости страны.
— Зазвучит органная музыка?
— К сожалению, концерт органной музыки состоится позже. В эксплуатацию сдается только помещение. Орган сейчас находится на завершающей стадии сборки. Он три года находился в особом помещении, где соблюдались все условия, необходимые для его хранения. Ежемесячно мы отправляли фирме-изготовителю сведения о колебании температурных режимов, которые никогда не выходили за допустимую норму. Монтаж «Alexander Schuke» начался весной этого года, после аналитической ревизии, произведенной специальной комиссией из Германии, которая сделала заключение, что претензий к заказчику нет: орган сохранен в отличном состоянии и готов к установке на специально подготовленном месте. Основные элементы каркаса и его внешний вид, так называемый «фасад», уже возведены.
— Когда зазвучит?
— 5 сентября будут продолжены работы по установке скрытых механизмов и нескольких тысяч труб, а уже интонировка, то есть настройка органа в соответствии с особенностями помещения и индивидуальными качествами музыкального инструмента, будет завершена 28 октября с помощью специально разработанной
программы.
— Органный зал откроют первым, а сколько залов будет всего?
— В архитектурном комплексе «Харьковская филармония» запланированы три концертных площадки — восстановленный в первозданном виде зал оперного театра, органный и камерный залы, а также балетный класс. Кроме того, у нас появляются дополнительные площади, дающие возможность устраивать масштабные выставки изобразительного искусства разных направлений, техник и жанров. Для возрождения декоративного интерьера старого помещения бывшего оперного театра проведены все подготовительные работы и уже выделены 100 миллионов гривен, а для окончания работ всего филармонического комплекса необходимо еще более 300 миллионов.
Архитекторы-проектировщики очень бережно отнеслись к реставрационным работам, связанным с интерьером и внешним обликом старого здания. Впоследствии работы над ним стали восстановительными, так как за прилепленным после войны «бутафорским» фасадом был обнаружен истинный облик здания, как мне кажется, памятника архитектуры XIX столетия. Со всех архитектурных украшений сняты точные копии для полного восстановления, так как многие кариатиды уже не подлежали реставрации. Такая же работа была проделана с медальонами, заключавшими в себе портреты великих композиторов. Поднята крыша, на которой заменены все несущие конструкции. Скоро зал предстанет в своем первозданном величие.

Чем сердце успокоиться
— В одном из интервью вы рассказывали о необходимости создания «филармонического собрания», в состав которого на добровольной основе входили бы люди богатые и образованные. Вы еще надеетесь создать, если можно так выразиться, элитарный попечительский совет?
— Я уверен, что это обязательно произойдет. Без благотворительности людей, имеющих достаточно средств для того, чтобы оказать существенную помощь отечественной культуре, будет трудно. Сегодня, когда Украина противостоит агрессии и, воюя, отстаивает свое право на самостоятельность, наше государство в таких условиях не в силах поддерживать высокий уровень творческого образования и исполнительского мастерства. Поэтому без помощи общественности, меценатов и волонтеров культуре и искусству не обойтись. Считаю, что украинские предприниматели, бизнесмены и власть имущие уже испытывают острую необходимость в новом мышлении по отношению к высокому искусству, способному изменить наше общество к лучшему. И неважно, как это общество будет называться, — важна гражданская, я бы сказал, патриотическая позиция богатых людей.
— Многих волнует судьба органа «Ригер Клосс», установленного в 1985 году в Успенском соборе и на протяжении более трех десятилетий верно служившего своему призванию и предназначению. Как поступят с ним?
— Душа за него болит, но в современной действительности до «Ригера Клосса» вряд ли дойдут руки. В казне сейчас трудно будет найти деньги на его разборку и транспортировку. Правильный демонтаж могут производить только специалисты фирмы-изготовителя из Крнова (Чехия). Естественно, бесплатно они работать не станут. На демонтаж и упаковку 3564 деталей им понадобиться не менее полугода. Пока вопросы, связанные с «Ригером Клоссом», не обсуждались. Видимо, ему еще долго придется оставаться в Успенском соборе.

Александр Анничев

Материал взят с сайта газеты “Время”

Share.

Leave A Reply