Франц Шуберт

0

Франц Шуберт

Жизнь Шуберта была достаточно скромна и небогата приключениями, а слава посетила его только на закате творчества.

В семье Шуберта было двенадцать детей, композитор – самый младший. Мать семейства была поварихой, отец – сельским учителем. Они проживали в районе, который сейчас принадлежит Вене, а в те времена находился за городской чертой.  Давая мальчику первые уроки игры на скрипке, отец обнаружил в нем недюжинные способности и отправил сына учиться в школу Венского хора мальчиков. При школе состояло закрытое учебное заведение, называемое императорским Конвиктом. Во время обучения Шуберт и начал впервые сочинять музыку. Свои ранние сочинения он, приезжая домой по выходным, исполнял в семейном кругу еще будучи двенадцатилетним. Он не только пел во всемирно известном хоре, но и играл на скрипке в оркестре. Фортепиано же освоил сравнительно поздно и до конца своих дней считал себя посредственным пианистом, стесняясь исполнять свои песни на публике.

Из Конвикта Шуберта вскорости отчисляют за неуспеваемость по далеким от музыки предметам. Отец устроил молодого композитора в церковно-приходскую школу, но педагогом Шуберт оказался никудышным. Преподавая, он по ночами сочинял музыку. Времени и денег на систематическое музыкально образование у него не было. Когда-то, еще в хоре, он брал уроки у Сальери, но глубокого образования так и не получил, имея о многих теоретических основах музыки лишь поверхностное представление.

Эпизодически Шуберт занимает место капельмейстера то в одном, то в другом городке, нигде не задерживаясь подолгу. Композитор оказался мало приспособлен к реалиям жизни, полностью погруженный в свое искусство. К тому же общественное признание его почти не волновало, публиковал он свои сочинения неохотно, публичные концерты организовывал без особого рвения, хотя к девятнадцати годам имел творческий багаж, сделавший бы честь любому композитору. Вернувшись в родной город, Шуберт поселяется в квартире своего друга Шобера, чтобы без помех сочинять музыку. За всю жизнь он так и не обзавелся собственным домом, и жил за счет поддержки друзей, всячески опекавших его, но частенько и обманывавших в финансовых вопросах. Как гений созерцательного склада, он был рассеян и равнодушен к внешней стороне жизни. Нотные станы для него рисовал на простой бумаге художник Купельвизер, когда денег на специальную нотную не хватало. А его брат, поэт, писал Шуберту оперные либретто.

Сочинения Шуберта вряд ли бы вышли за пределы узкого дружеского кружка, если бы не постоянная нужда, заставлявшая его писать танцевальную музыку, и не поддержка друзей-музыкантов, включавших его песни в свои концерты.
В зрелом творчестве Шуберт уже не так плодовит, как раньше, его произведения становятся глубже и масштабнее. В год смерти отца (1822) он пишет об этом песню на основе композиции «Неоконченной симфонии» (найденной только через 40 лет после написания). На следующий год сочиняет цикл «Прекрасная мельничиха» на слова Мюллера. Примерно в эти же годы наконец попадают в печать многочисленные ансамбли, песни и сонаты композитора. Первой опубликована песня на стихи баллады Гете «Лесной царь», в которой проявляется весь драматический талант Шуберта.

При жизни было издано только сто произведений Шуберта, номер 100 получило его второе фортепианное трио, а остальным сочинениям номера были присвоены уже после его смерти. Общее же число написанных им произведений приближается к тысяче. Выходит, при жизни увидела свет всего десятая часть его музыки, причем значительное количество написанного им относилось к коммерческой музыке: маршам и вальсам для фортепиано. Но даже такие сочинения создавались Шубертом с огромной любовью и вдохновением.

На последнем всплеске творческих сил создаются циклы «Лебединая песня» и «Зимний путь», а также квартет «Девушка и смерть», написанный по мотивам собственных песен. Сюжет цикла очень характерен для немецкой романтической литературы: девушка просит смерть не трогать ее и призывает на помощь своего любимого, но смерть успокаивает девушку, уговаривает не бояться уснуть в ее сладких объятиях.

После первого авторского концерта в 1828 году Шуберт тяжело заболевает. Уже лежа в постели он пишет последний свой крупный камерный ансамбль — струнный квинтет до мажор с двумя виолончелями.

Шуберт рано ушел из жизни — в возрасте всего тридцати двух лет. Композитор был похоронен на центральном кладбище Вены. Его бессчетные шедевры открылись миру только после его смерти.

Надпись на надгробном камне Шуберта гласит о том, что вместе с ним погребено большое музыкальное богатство, но еще большие надежды. И утверждение о великих надеждах не лишено оснований – Шуберт положил начало романтическому течению в музыке. Более шестисот песен для голоса и фортепиано вошли его стараниями в сокровищницу немецкой культуры. Он довел этот жанр до совершенства, соединив музыку и поэзию в гармоническое целое, воплотив мечты представителей литературного романтизма, творивших еще до его рождения.

Поделиться

Ответить