Феликс Мендельсон

0

В период расцвета музыкального романтизма Феликс Мендельсон стал одним из ярких представителей этого стиля. Современниками композитора были Шуберт, Шуман, Вебер и юный Вагнер. Период творчества Мендельсона совпал с романтической эпохой в музыке, но основная идея его произведений была далека от этого стиля, хотя и в них и присутствуют элементы, навеянные «духом времени». Своей целью в искусстве Мендельсон считал возрождение классических идеалов.

Лирик по натуре, Мендельсон любит изображать светлые стороны жизни и в окружении бурного и, порою, мрачного творчества его современников-романтиков выглядит в известном смысле поверхностным. В равной степени отдавая должное разных жанрам инструментальной и вокальной музыки, Мендельсон был автором и сценических пьес, и духовных ораторий, и программных увертюр («Сон в летнюю ночь», «Рюи-Блаз» и «Гебриды»), и даже нескольких симфоний («Реформационной», «Итальянской», «Шотландской» и других). Но именно в крупных произведениях для фортепиано с оркестром его талант раскрывается в наибольшей степени.

Вырос Феликс Мендельсон в исключительно интеллектуальной среде. В доме его родителей постоянно проходили научные диспуты и беседы об искусстве, там собирался весь цвет немецкой культуры. Нередкими гостями были Гегель и Гейне, Паганини и Вебер, Гофман и Гумбольдт. Но самое сильное влияние на будущего композитора оказал Гете.

Отец Мендельсона происходил из интеллигентной еврейской семьи ( он был внуком философа и просветителя Мозеса Мендельсона), и его дети получили благодаря этому хорошее и разностороннее образование. Музыке Феликса и его сестру Фанни с удовольствием обучала мать, ведь оба ребенка были прекрасно музыкально одарены. После оккупации Гамбурга французами родители Феликса переезжают в Берлин и принимают там крещение, поспешно окрестив и своих четырех детей. Семейство берет новую фамилию – Бартольди, но Феликс всю жизнь продолжает выступать под фамилией Мендельсон, гордясь своим еврейским происхождением.

С ранних лет разносторонне одаренный Мендельсон проявляет себя  в музицировании и  рисовании. Берлинское окружение поспособствовало его быстрому профессиональному росту как музыканта. Как пианист Феликс дебютирует в возрасте девятнадцати лет, а еще через год состоялся его вокальный дебют (у Мендельсона был приятный высокий голос). В это же время он ставит свой первый шуточный спектакль по сочиненной им опере «Два племянника» и пробует себя в сочинении музыки для фортепиано, органа и скрипки. Дирижерский же дебют Мендельсона состоялся на домашнем концерте в 1822 году и с тех пор он активно участвует в концертной жизни.

После окончания Берлинского университета Мендельсон три года гастролирует по Европе, посещая с концертами Францию, Англию, Италию, Швейцарию и Шотландию.

В Европе Мендельсон был поражен тем, что музыка любимых им классиков оказалась незаслуженно забытой. Чтобы возродить к ней интерес, он, по возвращении в Германию, ведет активную просветительскую деятельность. Внесло свой вклад в возрождение творчества старых мастеров и его участие в выступлениях Берлинской певческой капеллы, которой тогда руководил его учитель Цельтер.  После смерти Баха Мендельсон исполнил «Страсти по Матфею» впервые, и этот смелый шаг оказался не напрасным —  музыкальный гений Баха словно пережил с его легкой руки второе рождение. Это выступление вызвало огромный резонанс в культурной жизни Германии. Всю оставшиеся ему годы Мендельсон продолжает начатое, возрождая великие творения классиков к сценической жизни. Он «реанимирует» Восьмую и Девятую симфонии Бетховена, «Фигаро» и «Дон Жуана» Моцарта, избранные произведения Генделя, Баха, Перголези и Палестрины.

В конце 1820-х годов Мендельсон принимает наконец решение о выборе профессии музыканта. Однако он не мыслит себя и своего творчества вне культурной среды родной Германии, понимая, что уровень немецкой музыкальной культуры на тот момент является передовым, и за пределами этой среды композитор его уровня вряд ли сможет состояться.
Свои зрелые произведения Мендельсон создает в 1920-1930-х годах. Среди них встречаются и достаточно тонкие, интересные работы (увертюры «Прекрасная Мелузиана», «Гебриды», «Сон в летнюю ночь», «Итальянская» симфония и знаменитые «Песни без слов»). Уже вернувшись в Берлин из Парижа, он завершает свою оперу на сюжет из «Дон-Кихота» («Свадьба Камачо»), но пьеса из-за многочисленных интриг на сцене не задерживается.

Мендельсон всю жизнь был на удивление скромным человеком, несмотря даже на европейскую славу. Не получив должности директора Берлинской Певческой Академии после смерти Цельтера, он уезжает в городок Дюссельдорф и там руководит концертной жизнью. Слава блестящего музыканта-виртуоза помогала ему повсеместно пропагандировать серьезную музыку, включая творения его кумиров-классиков. Несмотря на активную концертную деятельность, Мендельсон не забывает уделять внимание сочинению музыки: пишет Первый концерт, «Реформационную симфонию», «Блестящее рондо» и «Блестящее каприччио» для фортепиано с оркестром.

В 1835 году двадцатишестилетний композитор переезжает в Лейпциг и почти до конца жизни возглавляет оркестр Лейпцигской Филармонии («Гевандхауз»). Концерты оркестра «Гевандхауза» вскоре становятся значительным событием культурной жизни Лейпцига. Женится Мендельсон в 1832 году на Сесилии Жан-Рено, дочери пастора. В этом счастливом браке у него рождается пятеро детей.

В 1843 году в Лейпциге композитор создает первую немецкую консерваторию для подготовки профессиональных музыкальных кадров. Это учебное заведение стало базой для крепкого становления музыкальной культуры в Германии. В нем готовили педагогов, оркестрантов, концертмейстеров, дирижеров и солистов, а к преподаванию привлекались выдающиеся музыканты, такие как Роберт Шуман. Мендельсон помог систематизировать музыкальное образование, и его систему вскоре переняли другие музыкальные учреждения.

Одновременно с руководством консерваторией в Лейпциге, Мендельсон преподает в Академии искусств в Берлине. Но эта должность не приносит ему удовлетворения. Затеяв реформу музыкального образования, он встречает жесткое сопротивление тогдашней городской администрации.

В творчестве Мендельсона того периода возникают патетические черты. Духовные оратории на сюжеты Священного Писания «Илия» и «Павел» стали образцами романтического хорового искусства и воплотили демократические идеалы композитора. С романтиками эти произведения роднит проникновенная лиричность некоторых образов, а возвышенные хоралы отсылают к классической манере Бетховена и Генделя. Уделяет композитор внимание и театральным постановкам. Так, в 1940х годах появляется музыка к «Сну в летнюю ночь», «Аталии, «Антигоне» и «Эдипу в Колене». Тогда же Мендельсон чувствует в себе силы для написания серьезной оперы и начинает работу над «Лорелеей».

Сочинения 40-х годов – «Рюи-Блаз» и «Шотландская симфония» наполнены небывалым драматизмом, а скрипичный концерт является единственным произведением композитора, написанном в этом жанре. Глубина скрипичного концерта контрастирует с поверхностной виртуозностью модных тогда фортепианных пьес.  Яркие, богатые образы и почти бетховенский драматизм ставят скрипичный концерт в один ряд с концертами Брамса, Чайковского и самого Бетховена.

Заслуживает внимания факт, что в композиторском мастерстве Мендельсона не прослеживается никакого поступательного развития. Его поздние произведения (например, «Сон в летнюю ночь», написанное им в 1842 году) практически не отличаются по уровню от его же пьес шестнадцатилетней давности.

Мендельсон  был сильно привязан к семье, и смерть отца  становится для него тяжелым ударом, оправиться от которого он смог только погрузившись в работу над ораторией «Павел». Еще через семь лет умирает его мать, а два года спустя – нежно любимая сестра. Это потрясение становится непреодолимым для композитора. Подкошенный трагедией, он умер в возрасте всего тридцати восьми лет, так и не успев закончить воплощение замысла оперы «Лорелея».


Поделиться

Ответить