Роберт Шуман

0

Роберт ШуманРоберт Шуман (Robert Schumann, 1810–1856) — немецкий композитор, музыкальный критик. Родился в семье книгоиздателя.С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах. Ученик Ф. Вика (фортепиано). С 13-летнеговозраста выступал как пианист, однако повредил руку и не смог стать концертирующим исполнителем. В 1834 основал в Лейпцигежурнал «Neue Zeitschrift für Musik» (до 1844 был его главным редактором и автором). В 1840 женился на пианистке К. Вик (К. Шуман), совершил с ней ряд концертных поездок (по России в 1844). С 1843 некоторое время преподавал в Лейпцигскойконсерватории. С 1844 жил в Дрездене, с 1850 — в Дюссельдорфе, выступал как хоровой и симфонический дирижёр. В начале1850-х гг. творческая и общественная активность Шумана начала снижаться в связи с обострением психического заболевания.

Шуман — один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана было антитезой атмосфере мещанской Германии 1820–40-х гг. Оно звало в мир высокой человечности, воспевало красоту и силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока впечатлений и мыслей — характерные черты музыки Шумана. В творчестве Шуман опиралсяна образы литературного романтизма (Жан Поль и Э. Т. А. Гофман), многим его произведениям свойственна литературно-поэтическая программность. Шуман нередко обращается к циклу лирических, часто контрастных миниатюр (для фортепиано или голоса с фортепиано), позволяющих раскрыть сложную гамму психологических состояний героя, постоянное балансированиена грани реальности и вымысла. В музыке Шумана романтический порыв чередуется с созерцательностью, причудливая скерцозность с жанрово-юмористическими и даже сатирически гротесковыми элементами. Отличительной чертой произведений Шумана является импровизационность. Полярные сферы своего художественного мировоззрения Шуман конкретизировалв образах Флорестана (воплощение романтического порыва, устремления в будущее) и Эвзебия (рефлексия, созерцание), постоянно «присутствующих» в музыкальных и литературных произведениях Шумана как ипостаси личности самого композитора.В центре музыкально-критической и литературной деятельности Шумана — блестящего критика — борьба с банальностьюв искусстве и жизни, стремление к преобразованию жизни посредством искусства. Шуман создал фантастический союз «Давидсбунд», объединивший наряду с образами реальных лиц (Н. ПаганиниФ. ШопенФ. Лист, К. Шуман) также вымышленных персонажей (Флорестан, Эвзебий; маэстро Раро как олицетворение творческой мудрости). Борьба «давидсбюндлеров» и мещан-филистеров («филистимлян») стала одной из сюжетных линий программного фортепианного цикла «Карнавал».

Музыкальное творчество Шумана охватывает все жанры, за исключением балета, однако удельный вес каждого на протяжениивсего творчества Шумана менялся. 1830-е гг. прошли под знаком создания произведений для фортепиано. К высочайшимдостижениям Шумана в области фортепианной музыки относятся цикл «Симфонические этюды», написанный в форме вариаций(в которых наряду с романтическими образными трансформациями прослеживается классическая мотивно-тематическая работа), соната fis-moll, фантазия. К началу 1840-х гг. всё большее значение в творчестве Шумана приобретают камерно-вокальные произведения (сборники и циклы романсов и песен для голоса с фортепиано на стихи поэтов-романтиков Г. Гейне, Й. Эйхендорфа, А. Шамиссо), в которых лирическое чувство обретает высоку
ю степень конкретности и глубокий психологизм. Новаторским в романсах и песнях Шумана был тип взаимодействия вокальной мелодики, гибко следующей за поэтическимтекстом, и партии фортепиано, раскрывающей подтекст, сокровенный смысл поэтического высказывания («Любовь поэта»на стихи Гейне и др.). В 1840-х гг. композитором создаются также камерно-инструментальные произведения, концерт для фортепиано с оркестром, 4 симфонии, занимающие значительное место в творчестве Шумана и оказавшие большое влияниена современных ему композиторов, и др. В этих произведениях намечается поворот к классическим формам — симфонии, оратории («Рай и Пери» на сюжет «восточного романа» «Лалла Рук» Т. Мура), что свидетельствовало о поисках более обобщённых монументальных концепций. В то же время они знаменовали подход к созданию одночастной романтической поэмы (на основепринципа сквозного развития). В драматических эпизодах оратории, а также в сценах из «Фауста» И. В. Гёте Шуман подошёлк осуществлению своей мечты о создании оперы. Единственная опера композитора «Геновева», в основу которой легла средневековая легенда, во многом приближалась к формировавшимся в то время идеалам Р. Вагнера (музыкально-сценическая целостность, лейтмотивная система и др.). К высоким образцам принадлежит его музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров — вокальные ансамбли, хоры, мелодекламации). Музыка Шумана оказала сильное воздействие на музыкальное искусство 2-й половины 19 в., в т. ч. на творчество П. И. Чайковского и других русских композиторов.

Сочинения: Опера Геновева (по пьесам К. Ф. Хеббеля и Л. Тика, 1850, Лейпциг); для голосовхора и оркестра —оратория Рай и Пери (1843), Реквием по Миньоне (слова Гёте, 1849), реквием (1852), месса (1852), сцены из «Фауста» Гёте (1853) и др.; для оркестра — 4 симфонии (1841, 1846, 1850, 1851) и др.; для инструментов с оркестром — концерт для фортепиано (1845), фантазия и концерт для скрипки (оба — 1853), концерт для виолончели (1850), концертштюк для 4 валторн(1849); камерноинструментальные ансамбли — 3 сонаты для скрипки и фортепиано (1851–53), 5 пьес в народном духе для виолончели и фортепиано, Adagio и Allegro для фортепиано и валторны, Фантастические пьесы для кларнета и фортепиано,3 романса для гобоя и фортепиано (все — 1849), 2 фортепианных квартета (1830, 1842), 5 струнных квартетов (1839–42),фортепианный квинтет (1842) и др.; для фортепиано — 3 сонаты (1835; 1838; 1853, в 1-й редакции — Концерт без оркестра, 1836), Фантазия (1836), циклы Вариации на тему ABEGG (1830), Бабочки (1831), Карнавал (1835), Танцы Давидсбюндлеров (1837;2-я редакция — Давидсбюндлеры, 1851), Симфонические этюды (1837; 2-я редакция 1852), Фантастические пьесы (1837), Детские сцены, Крейслериана, Новеллетты (все — 1838), Венский карнавал (1839), Альбом для юношества (1848), Лесные сцены, Пёстрые листки (оба — 1849), 6 фуг на тему BACH (для органного или педального фортепиано, 1845) и др.; сочинения для фортепианов 4 руки, для 2 фортепиано; для голоса с фортепиано — циклы Круг песен (слова Гейне), Мирты; Круг песен (слова Й. Эйхендорфа), Любовь и жизнь женщины (слова А. Шамиссо), Любовь поэта (слова Гейне; все — 1840), Романсы и баллады(тетради 1–4, 1840–47), Альбом песен для юношества (1849) и др.; вокальные ансамбли, хоры, мелодекламации и др.; музыкак спектаклям драматического театра, в т. ч. «Манфред» Дж. Байрона (1849), увертюры «Мессинская невеста»(по Ф. Шиллеру), «Юлий Цезарь» (по В. Шекспиру), «Герман и Доротея» (по Гёте; все — 1851).

 

Поделиться

Ответить