Бартоломео Кристофори ди Франческо

0

Бартоломео Кристофори ди ФранческоБартоломео Кристофори ди Франческо (4 мая 1655 года — 27 января 1732 года) — итальянский клавесинист из г. Падуи, которого пригласил к своему двору флорентийский принц Фердинандо Де Медичи. Бартоломео жил при его дворе, развлекал гостей и на досуге размышлял о том, как заменить сам принцип звукоизвлечения, чтобы инструмент был с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы: вместо того, чтобы дергать за струны, как это сделано в клавесине, он придумал «бить» по ним молоточками, что позволяло менять громкость игры. Отсюда и название инструмента -«gravicembalo col piano e forte» — т.е., клавесин, на котором можно играть тише и громче. Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Таким образом в 1709 г. итальянец Бартоломео Кристофори изобрел первое фортепиано. В 1711 году уже существовало 4 инструмента работы Кристофори, а к 1726 году он уже довел инструмент почти до современного вида.

Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиш, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина (клавишный инструмент, изобретенный в Италии в XV веке) или клавикорда (первый клавишный инструмент, появившейся в позднее Средневековье). Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот.

Первое фортепиано - Бартоломео Кристофори ди ФранческоСамое замечательное в фортепиано — это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников — это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и доминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно. В 1732 году Людовик Густини написал первую пьесу для фортепиано, где около нот были указания — играть громче или тише.

В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.

Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром — новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы.

В эпоху романтизма, на которую приходится фортепианное творчество Бетховена, Шумана, Листа, Шопена, произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными, из фортепиано извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски. Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов.

Изобретение фортепиано стало поворотным моментом в истории европейской культуры и изменило характер всей европейской музыки. За прошедшие 300 лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями.

 

Поделиться

Ответить