7 апреля — легендарный «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром Хоакина Родриго.

0

7 апреля концерт симфонической музыки в Харьковской филармонии украсит гитара. Единственная в Украине профессиональная исполнительница, виртуозно владеющая как шестиструнной, так и семиструнной гитарой, лауреат Международных конкурсов Анна Тихонравова исполнит легендарный «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром Хоакина Родриго.

«Аранхуэсский концерт» не только принес испанскому композитору Хоакину Родриго мировую славу, но и стал одним из самых известных и прославленных музыкальных произведений, рожденных Испанией, а также первым образцом этого жанра в гитарном репертуаре. До этого никто не решался на такой эксперимент, видимо, из-за тихого звучания инструмента, что затрудняет исполнение сольной партии с симфоническим оркестром.

Благодаря «Аранхуэсскому концерту» Родриго приобрел репутацию великого гитарного композитора, при этом, чем-то невероятным кажется тот факт, что сам автор гитарой не владел, и по собственному признанию «не смог бы и четырех нот сыграть» на этом инструменте. Хоакин Родриго был превосходным пианистом и скрипачем, но то как он прочувствовал гитару до сих пор восхищает и вдохновляет многих гитаристов всего мира.

«Аранхуэсский концерт» — воспоминания автора о знакомстве с будущей супругой и их поездках в Аранхуэс, полное очарование композитора королевскими садами. По признанию композитора, его произведение пропитано «запахом магнолий, пением птиц, и журчанием фонтанов» в садах Аранхуэса. Концерт, тем не менее, пронзительно драматичен. Он создавался в 1939 году. Супруги жили в Париже. В Испании только что закончилась гражданская война, а в Европе начиналась мировая бойня. Думалось об истерзанной родной стране, о желанном возвращении, которое произойдёт год спустя, а также и о личной драме — неожиданной тяжёлой болезни молодой супруги, закончившейся преждевременным рождением и смертью ребёнка. Всё это, несомненно, звучит в музыке, как и исключительно тонко представленный дух Испании, её пейзажи, и фольклор. Вторая часть концерта (адажио) стала одним из мощнейших музыкальных размышлений о пути человечества в ХХ веке.

«Аранхуэсский концерт» – вершина современного гитарного репертуара, шедевр, признанный всем музыкальным миром. Его влияние на многих великих музыкантов сложно переоценить. Один из самых известных в мире исполнителей фламенко, испанский гитарист-виртуоз Пако де Лусия не умел читать ноты до того, как ему было предложено сыграть Концерт Хоакино Родриго в 1991 году. Он подписывал названия нот в партитуре и таким образом разбирал свою партию.

Вряд ли найдется человек, который ни разу не слышал бы Адажио (второй части) этого концерта. Большое количество музыкантов переосмыслили ее в своем творчестве. Майлз Дэвис совместно с аранжировщиком Гилом Эвансом записал Адажио из Концерта в альбоме «Sketches of Spain» (1960). Чик Кориа использовал начало Адажио в качестве вступления к его знаменитому сочинению «Spain». Мелодия второй части многократно исполнялось певцами на различных языках (французском, итальянском, испанском, английском, арабском и на иврите) и в различной интерпретации (от классической до эстрадной). Первым исполнил эту мелодию как песню со словами французский певец Ришар Антони в 1968 году, затем ее исполняли Хосе Каррерас, Массимо Раньери, Клаудио Вилла, Далида, Демис Руссос, и др.

Кроме легендарного концерта Хоакино Родриго, слушатели также смогут насладиться популярными произведения для классической гитары Руперто Чапи, Мануэля де Фалья, Жоржа Бизе и других композиторов.

buybutton


Поделиться

Ответить