12 апреля — день рождения выдающегося виртуозного пианиста Генриха Нейгауза

07.04.2017

12 апреля (31 марта) день рождения выдающегося виртуозного пианиста Генриха Нейгауза

Генрих-НейгаузГенрих Нейгауз вошёл в историю музыкальной культуры как виртуозный пианист  и педагог, создавший свою собственную систему, воспитавший таких выдающихся музыкантов, как Э. Гилельс, Я. Зак и С. Рихтер.

Нейгауз родился в Кировограде (бывш. Елизаветград) в семье музыкантов-педагогов.
В детстве Генрих часто болел, поэтому практически не учился в школе. Отец и мать Нейгауза получили прекрасное музыкальное образование и стали его первыми учителями, а позднее с ним занимался известный пианист  Феликс Блюменфельд, ,его дядя,

В 1906 году родители послали Генриха учиться в Берлин. Нейгауз обучался у Леопольда  Годовского и Карла Барта. В 1914 году завершил обучение в Венской академии музыки с золотой медалью, после чего вернулся в Россию и экстерном закончил Петроградскую консерваторию.

Некоторое время преподавал в музыкальном училище в Тбилиси, однако позднее снова вернулся в родной город, где вместе с Каролем Шимановским выступал с концертами. Известность Нейгауза быстро растет, через несколько месяцев его приглашают в Киев. С осени 1918 г. он стал профессором местной консерватории, вел собственный класс и выступал с концертами. Одним из его учеников становится В. Горовиц.

На концертах Нейгауз и отрабатывает сольные программы, и выступает как превосходный ансамблист. Событием в культурной жизни Киева стал цикл концертов-дуэтов, которые он дал вместе с Блюменфельдом и В. Горовицем.

Летом 1922 года Нейгауз переезжает в Москву где становится профессором Московской консерватории. Он начинает регулярную концертную деятельность, постепенно расширяя репертуар.

Генрих-Нейгауз-за-роялемМожно сказать, что Нейгауз стал единственным пианистом, который мог с одинаковым блеском исполнять произведения Баха и Шуберта, Шопена и Дебюсси. Кроме того, он владел многими стилями исполнительства.
Секрет успеха Нейгауза заключался, прежде всего, в его феноменальной памяти, он помнил множество партитур, был хорошо знаком с творчеством композиторов разных эпох.

В 1940 году ему присудили ученую степень доктора искусствоведения, он становится руководителем кафедры фортепиано. Класс Нейгауза считался лучшим в консерватории, в него стремились попасть желающие не только со всей страны, но и из многих стран мира. Музыкант считал, что виртуозное владение техникой еще не является показателем природной одаренности музыканта. Только сочетание таланта и технических возможностей могло привести, с точки зрения мастера, к совершенству. Он учил «чувствовать музыку», понимать особенности музыкального видения композитора, проникать в его творческий замысел.

Исполнительскую манеру Нейгауза нередко называли импровизационной — настолько свободно и непринужденно он преподносил произведения. Перед каждым занятием он ставил конкретную цель и старался добиться ее осуществления. Нередко Нейгауз был нетерпелив и даже жесток, но полученные навыки оказывались настолько прочными, что даже спустя годы можно было узнать почерк учителя в игре его учеников.

Период с 1950 по 1952 год называют лучшим в творчестве Нейгауза. Он впервые начинает выступать с монографическими концертами, в частности, он впервые исполнил все 24 прелюдии Дебюсси как единый цикл. Тогда же он представил публике концерты из произведений Баха, сыграв в течение одного сезона все фортепианные сочинения композитора. Нередко отец и сын Нейгаузы выступали вместе в фортепианном дуэте, исполняя произведения Моцарта, Шумана, Дебюсси, Рахманинова.

Несмотря на запреты, пианист исполнял на концертах произведения Шостаковича, оказавшись единственным музыкантом, который в сезон 1952 года осмелился сыграть программы из всех прелюдий и фуг композитора.

В огромном репертуаре Нейгауза было представлено все разнообразие мировой фортепианной музыки. По исполнительскому стилю он был романтиком, его интерпретации Брамса считаются шедевром музыки ХХ века. Но главное увлечение Нейгауза — музыка Шопена. Он играл ее на протяжении всей жизни, постоянно возвращаясь к уже исполненным произведениям и открывая в них новые нюансы.

Генрих-Нейгауз_1В середине пятидесятых годов у Нейгауза появились симптомы тяжелого заболевания — полиневрита. Он стремился преодолеть недуг, но все же в 1957 г. ему пришлось навсегда оставить концертную деятельность, и он целиком сосредоточился на преподавании. Некоторые его занятия были записаны на пластинки и стали одним из лучших пособий. О своем педагогическом опыте он позже рассказал в книге «Искусство фортепьянной игры» (1958).

Нейгауз стремился сохранить работоспособность до последних дней жизни, поражая знавших его людей упорством и настойчивостью. Он жил в коммунальной квартире и лишь за два года до смерти переехал в отдельную двухкомнатную квартиру, полученную благодаря вмешательству его ученика С. Рихтера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>